Дадаизм в искусстве

Дадаизм в искусстве, как и любое направление имеет цель, цель дадаизма — разрушить реалистические художественные образы, в литературе и в изобразительном искусстве. Дадаизм вторичен по отношению к реализму, так как сначала нужно иметь реалистические образы, чтобы потом их разрушить. На уровне литературы это проявляется разрушением словесно-смысловых образов, поэтому ответа на вопрос, «для чего это нужно?», представители дадаизма в искусстве избегали и избегают. Вопросы и ответы сопровождают логическое мышление, логика — это смысл, а дадаисты против всякого смысла. Они считают, что бессмысленность имеет право на существование не только в сумасшедшем доме.

Однако человек не может жить без логического мышления. Он становится неадекватным и неспособным на простейшие действия — перейти улицу на зелёный свет, найти дорогу домой, поднести ложку ко рту. Люди, потерявшие способность логически мыслить, нуждаются в уходе. Бунт против смысла в дадаизме — игра. Одни играют в неё потому, что верят, что разрушение может быть созидательным, другим — нравится скрывать свои цели.

Направление дадаизм

Типичный пример разрушения смысла следующий. На вопрос, «какова цель дадаизма?», дают ответ — «Наша цель не иметь цели». Такой ответ обескураживает, так как продолжение мысли стирает её начало. Остаётся палитра ощущений, которые не могут быть осмысленны. Останавливая мысль, дадаизм ограничивает мир безотчётными чувствами. Человек теряет способность оценивать свои поступки, что напрямую влияет на нравственность. Стирается граница между добром и злом, так как человек не может связать чувство боли с понятием зла. Стирание границ между нравственными категориями проявилось уже  при зарождении дадаизма. Появился он в Швейцарии во время первой мировой войны. Считается, что это был протест против войны, так как Швейцария в войнах не участвует. Но как может маленькая страна остановить гигантов, участвующих в войне, у своих границ? Факты неумолимы, Швейцария спонсировала военные силы враждующих сторон, поэтому она не была оккупирована. Второй приём обессмысливания — соединение обрывков разных суждений, на основе очень личных ассоциаций. Ассоциативное мышление может быть нелогичным. Например, человек, складывая два плюс два, почувствовал запах гари. И этот запах, для него, становится равноправным звеном в поиске решения задачи. Потом он услышал шум автомобиля, и его тоже встраивает в свой поток сознания. В итоге получается, что для того, чтобы сложить два и два, нужно взять два, почувствовать запах гари, потом поискать ещё два, а потом услышать шум автомобиля. То, что всё это было начато ради поиска ответа на  вопрос, сколько будет два и два, забывается. И человек вдруг приходит к заключению, что самое важное в решении этой задачи — запах гари. Третий приём — создание иллюзии смысла. Так проявляются черты дадаизма в искусстве рэпа. Человек очень быстро наговаривает много слов, которые слушатели не успевают осознать. Причём наговаривает в рифму, а рифма организует толпу. Смысл уже не важен, важно двигаться синхронно (именно поэтому так популярны песни на иностранных непонятных языках). В памяти остаются только отдельные «цепляющие слова» или пара слов. В рекламе это называется «слоганом». Больше всего применения дадаизм находит именно в рекламе и шоу-бизнесе. Интересно, что и в изобразительном искусстве дадаизм ограничивается плакатным стилем живописи — художественным жанром № 1 в пропаганде и агитации, а они очень жёстко удерживают свои цели. Бессмысленность — тоже жёсткая цель. Утверждение её может происходить и на более тонком уровне. Итальянский писатель Умберто Эко (1932 – 2016) в своём самом известном романе «Имя розы» не агитирует за бессмысленность, а выступает против логики как таковой, исходя из того, что она вредна. Он не пытается привести аргументы в доказательство своей идеи, а играет на чувствах, вовлекая в занимательную историю, по ходу которой у читателя незаметно формируется отрицательное отношение к логике. Бывает, что на идею отрицания логической мысли работают люди, вероятно, не желавшие этого. Индусский мыслитель, Джидду Кришнамурти (1895 – 1986), в своих речах и текстах, часто повторял, что мысль приносит вред. При этом главным понятием его учения является «осознанность». Однако фраза, что мысль вредна, отпечатывается в памяти.

«Китайский соловей». Макс Эрнст

 

Изобразительные приёмы дадаизма

Главный приём — один, разборка предмета на составные части, сгребание их в кучку или в россыпь. Если вам приходилось наблюдать, как разбирают и собирают пистолет, то представьте, что пистолет разобрали, перемешали все части и бросили — так проявляется дадаизм. Иногда образ не разбирают на части, а искажают некоторые его части в собранном состоянии. Если бы пистолет был из пластилина, то размяв его и вытянув кое-где, можно получить образец проявления дадаизма. Так, кстати, работает и карикатура. Основной художественной формой дадаизма является коллаж — части разных художественных композиций собирают по принципу случайности. Дадаисты любят, когда в создании художественного произведения присутствует чья-то воля, не автора. Воля случая — самая подходящая.

Как сделать коллаж в духе дадаизма

Нужно разрезать несколько фотографий разных картин на кусочки, перемешать их и, не глядя, высыпать на стол. Где легли, там и приклеить. Дадаисты считают, что кусочки лягут в соответствии с тайной сутью человека, тогда как, сознательные волевые действия скрывают её. Отсюда воспевание спонтанности, один из главных представителей этой идеи — Эрих Фромм (1900 – 1980), немецкий психоаналитик. Человека приучают не рефлексировать, а поддаваться первому импульсу, не ограничивая свои проявления. Этим путём возникли такие явления в молодёжной культуре, как сатанизм. «Free love» — тоже отсюда.

Художник Арп Жан, дадаизм

Чувства, которые стремится вызвать дадаизм

Как и всякое искусство, дадаизм ориентирован на чувства. Только не на те, на которые ориентировано классическое изобразительное искусство. Дадаизм не старается возвысить человека через восприятие прекрасного, ему нужно удивить его или даже разозлить. Главное, чтобы чувство раздражения было интенсивным. Дадаисты считают, что чем больше человек протестует против художественного творения, тем лучше — значит, оно его задело. А если задело, то есть в этом творении что-то общее с протестующим, и тем больше, чем интенсивней протест против этого. Идею — «чем больше тебе что-то не нравится, тем больше этого в тебе самом» — развивали и развивают некоторые психологи и религиозные деятели, например, Зигмунд Фрейд (1856 -1939), Ошо Раджнеш (1931 – 1990) . В этом случае, посягают уже не только на мысль, атака идёт на чувства. Стирание границ между «нравится — не нравится» лишает человека естественных чувств, когда на зло реагируют отвращением, к добру притягиваются. Как видите, несмотря на воспевание бессмысленности, дадаизм обладает набором очень чётких идей и иерархией своих ценностей. Делали их мыслители.

Кто основал дадаизм?

Основателем дадаизма считается Тристан Тцара (1896 – 1963), он первый открыто возвеличил бессмыслицу, оформил её в направление в искусстве и назвал бессмысленным словом. Немецкий журналист, Хугго Балль (1886 – 1927), помог немецким философам и поэтам отнестись к дадаизму, как к явлению культуры. Однако допуск он получил только в одной сфере — уместен дадаизм в искусстве, не более. Хугго много сделал для того, чтобы вписать это направление в современные формы искусства. Немецкий художник, Ханс Арп (1886 – 1966), добился признания дадаизма в живописи и скульптуре. Макс Эрнст (1891 – 1976) утвердил это направление в сознании публики, как авангардное. Дадаизм стал основой, на которой возникли почти все авангардистские направления в искусстве, исключая импрессионизм. Для импрессиониста наивысшей ценностью продолжает оставаться красота. Красота не интересует —  сюрреалиста (Сальвадор Дали, 1904 – 1989) , супрематиста (Казимир Малевич, 1879 – 1935), постмодерниста (Роберт Раушенберг, 1925 – 2008), приверженца Поп-арта (Ричард Гамильтон, 1922 – 2011), кубиста (Пабло Пикассо, 1881 – 1973).

Колыбель дадаизма, "Кабаре Вольтер"
Колыбель дадаизма, «Кабаре Вольтер»

Современные представители дадаизма

Направление это продолжает находить своих последователей, так как в век интернета и широкой доступности видео с фото, некоторые художники растерялись и почувствовали свою ненужность. Но потом начали осваивать новые технические устройства. Современный художник-дадаист использует не кисти и краски, а фотоаппарат. Фотомонтаж стал основной изобразительной формой. Сфотографировать, а потом раздробить и смонтировать можно работы дадаистов прошлого. В современных коллажах часто используют картины Дали и Пикассо. Использование современных технических устройств привлекает необязательностью кропотливо осваивать классический рисунок. В технике фотомонтажа работают Маурицио Каттелана, Лола Дюпре. Но первым использовал фотоаппарат как инструмент художника Альфред Стиглиц (1864 – 1946). Для того чтобы познакомиться с современными дадаистами и узнать больше о дадаистах прошлого, нужно посетить «Кабаре Вольтер» в Цюрихе. Там всё начиналось, определение в искусстве дадаизм получил именно там, во время разговоров между собой тех, кто теперь считается основателями этого направления. Директор «Кабаре Вольтер», Адриан Нотц, старается поддержать его дух, устраивает выставки, встречи с художниками. Каждая встреча или выставка имеет свой сценарий, который тоже можно отнести к произведениям «дада». Но интересно, что Адриан Нотц не мыслит о нём. как о направлении в художественной культуре. На вопрос, что такое дадаизм в искусстве кратко, он отвечает, это — площадка для встреч, в основном, людей пубертатного периода.

Все отрасли стремятся включить искусство в свой бизнес — банки сотрудничают с дизайнерами, магазины с художниками, бренды одежды с музыкальными исполнителями. А значит профессия арт-менеджера будет становиться все более востребованной со временем. Предлагаем вам записаться на курс Арт-менеджмент, где вы научитесь управлять проектами в сфере культуры, даже если у вас нет опыта и вы не разбираетесь в искусстве. Поймёте, как планировать бюджет, управлять командой, готовить презентации, продвигать и организовывать мероприятия. Сможете реализовывать арт-проекты и больше зарабатывать.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *