Хэппенинг

хеппенинг

Современная творческая деятельность вызывает множество вопросов своей противоречивостью и неоднозначностью. Неподготовленные зрители привыкли видеть в искусстве осмысляемую деятельность, которая приносит эстетическое удовольствие от осознанного процесса выражения мыслей автора. Однако, на искусство можно взглянуть под совершенно другим углом. Хэппенинг, перформансы, акции и другие скандальные выходки, ставшие частью повседневности – создают огромное влияние на формирование и развитие современного искусства.

Описание и особенности хэппенинга

Перформативные практики отличаются своей провокационностью и оригинальным способом воздействия на зрителя. Хэппенинг – один из таких способов. Хэппенинг в современном искусстве закрепил за собой звание одного из самых значимых явлений в перформативном выражении. Процесс, не имеющий отрепетированного сценария и в большей степени он напоминает импровизацию, в которой принимает участие как художники, так и зрители. Исход таких действий предугадать практически невозможно, так как условная линия между творцом и наблюдателем полностью стирается. Действие происходит в людных местах, охватывая большую аудиторию случайных людей для участия в художественных действиях.

История создания Хэппенинга

Первой своеобразной выходкой, имеющей черты представления, взаимодействующего с аудиторией – считаются события под руководством Джона Кейджа. Известный композитор заложил принцип хэппенинга в современном искусстве и открыл новое пространство для перформативного творчества. Еще одно мероприятие подобного характера было датировано 1959 годом. Организованное Джорджем Сигалом поп-арт событие, которое впоследствии стало традиционным – впервые получила закрепившееся название «Хэппенинг». Такое обозначение пришло в голову Аллану Капроу, который решил дать наименование проходящему событию. Продолжавшиеся мероприятия под управлением Аллана Капроу представляли собой действия с театральными элементами. На тот момент представления проходили по прописанному сценарию, с участием ограниченного числа зрителей. Особенность набирающего популярность стиля – отсутствие границ. Зритель и автор учувствуют в совместном процессе. Такие демонстрации помогали людям выражать свои эмоции и взгляды не имея нужного образования и навыков театрального или иного искусства. В дальнейшем направление обрело более свободный характер. Хэппенинг в современном искусстве оставил только небольшие наброски сюжетной линии, которыми руководствовались исполнители. В остальном, художники должны полностью подстраиваться под события, которыми руководят участвующие зрители.

хеппенинг искусство

 

Философия Хэппенинга в искусстве

Искусство хэппенинга – форма современной демонстрации мысли, выполненная с помощью действий художника и участвующих зрителей. Исполнитель может продумывать некоторые элементы сценария, однако большая часть представления строится на импровизации. Главная особенность событий заключается в том, что представление не кончается, если все идет не по плану. Хэппенинг продолжает идти в независимости от того, совпадают ли действия с задумкой автора. Таким образом, данный вид искусства предлагает прохожим проявить свою способность самовыражения, за счет совместного творческого процесса вместе с автором.
Аллан Капроу считал взаимодействие со зрителем необходимой потребностью в искусстве, заинтересованность к которой заложена в каждом человеке. Философия хэппенинга заключалась в том, чтобы ограничить художника от попытки соответствовать вкусам аудитории. По мнению Капроу, полученная популярность заставляет работать на публику, тем самым ограничивая художника от настоящей точки зрения, которую он пытается вложить в свою творческую деятельность.

Примеры хэппенинга в искусстве

Одним из самых ярких представлений взаимодействия со зрителями прошло в 1959 году. Капроу сделал абсурдное представление, которое называлось 18 хэппенингов в 6 частях. Зрители находились в помещении, состоящем из 3 комнат, в них исполнители одновременно выполняли какие-либо действия. В каждой из комнат зрители могли принять участие в представлении. Однако никто из участвующих не мог включиться во все представления, или даже посмотреть на них, так как они шли параллельно друг другу. В 1967 году на улицах Варшавы прошло необычное представление. Несколько почтальонов несли огромные, четырнадцатиметровые конверты из главного почтамта столицы. Мероприятие продолжилось в одной из галерей города, в которой собралась аудитория. В определенный момент, заранее проинформированные зрители открыли свои личные письма и начали их читать вслух. Частично погруженный в воду Эдвард Красиньский стал исполнителем очередного нашумевшего хэппенинга. В 1967 году, живописец, одетый в черный фрак, начал свое представление перед разместившимися на лежаках зрителями. Стоя в нескольких метрах от пляжа, Эдвард дирижировал волнами, расположившись на своеобразном подиуме. В следующей части мероприятия, создатели хэппенинга, с участием некоторых зрителей пытались воссоздать действия картины «Плот Медузы». Примеров хэппенинга в искусстве насчитывается огромное множество, ведь направление обрело большую популярность в конце 60-ых годов.

что такое хеппенинг

Русскоязычное направление хэппенинга

Весомый вклад в направление внесло музейное представление «Трикстер». Питерский хэппенинг представляет собой помещение, разделенное на два сектора: детский и взрослый. Представление позволяет зрителям полностью взаимодействовать с искусством. Участники могут различными способами контактировать с объектами выставки, воспринимая ее в оптимальной форме.
Важной частью развития русскоязычного хэппенинга являются монстрации. Подобные шествия наблюдались во многих городах России и на территории близлежащих стран. Первое подобное мероприятие состоялось в 2004 году в Новосибирске и ежегодно повторяются по всей России. Участники собираются на указанном месте встречи, демонстрируя всем абсурдные лозунги. И хоть монстрации местами несут политический характер, в первую очередь мероприятие направлено на самовыражение, с помощью которого люди помогают друг другу осмыслять окружающую действительность.

Художественное содержание

Благодаря абсурдности и специфики восприятия в ходе проведения хэппенинга, миру открылись новые просторы для творчества. Взаимодействие со зрителями в рамках представления – сломало все границы для создания совместного искусства. Современное творчество соприкоснулось с реальной жизнью, показывая прочную связь между автором и зрителем. Ошибочно считается, что хэппенинг в искусстве является частью или отслоением от направления к перформансу. Однако существует значительная разница, которая определяет хэппенинг, как отдельную отрасль искусства. В отличие от перформанса, взаимосвязь с аудиторией является главной деталью, которая всячески способствует отсутствию какого-либо посыла от конечного результата. Каждый из участников события может влиять на результат, общими усилиями создавая сюжет, основанный на полной импровизации. Первоначально стиль нес радикальный посыл, однако со временем стал приобретать развлекательный характер.

Все отрасли стремятся включить искусство в свой бизнес — банки сотрудничают с дизайнерами, магазины с художниками, бренды одежды с музыкальными исполнителями. А значит профессия арт-менеджера будет становиться все более востребованной со временем. Предлагаем вам записаться на курс Арт-менеджмент, где вы научитесь управлять проектами в сфере культуры, даже если у вас нет опыта и вы не разбираетесь в искусстве. Поймёте, как планировать бюджет, управлять командой, готовить презентации, продвигать и организовывать мероприятия. Сможете реализовывать арт-проекты и больше зарабатывать.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *