В этой статье мы хотели бы рассказать вам об интересном и неоднозначном явлении в искусстве — перформанс. Наверняка, многие из вас слышали это слово, но далеко не все понимают его значение. На это есть несколько причин — термин сравнительно новый, слово не имеет прямого точного аналога в русском языке, да и само по себе понятие перформанса достаточно размыто.
Перформанс: что это такое?
Чаще всего перформанс заранее спланирован, но иногда его точный ход не может предсказать никто. Взаимодействие художника и зрителя это главное в перформансе, причем оно может быть как просто визуальным, так и предполагать прямой контакт. По сути перформанс это один из видов акционизма. Отличие от обычных визуальных форм искусства в том, что главное в перформансе это не само произведение, а художник и его взаимодействие с публикой. Музыкальное, танцевальное или цирковое выступление тоже могут называться перформансом, но мы сейчас говорим о нем, как о явлении в современном искусстве, где он представляет собой намного более сложное и многогранное понятие.
История перформанса
Понятие перформанса как формы современного искусство неразрывно связано с культурой авангарда. Перформанс это разрушение четвертой стены, которая отделяет художника и произведение от зрителя. Свои корни перформанс ведет еще с эпохи античности, например с таких философов как Антисфен и Диоген. У второго формой перформанса по сути являлся весь его образ жизни. Кроме того некоторые черты перформанса есть и в ритуальных представлениях многих народов от Азии до Южной Америки, где важную роль играло взаимодействие выступающего (например, шамана или вождя) с публикой — народом. Более современный перформанс, уже близкий к привычному нам виду ведет свою историю примерно с начала прошлого века — с выступлений представителей таких течений искусства авангарда как футуризм, дадаизм и баухаус, происходивших на улицах и в питейных заведениях. Российское искусство это тоже не обошло стороной и форму перформанса использовали представители отечественного футуризма, такие как Родченко, Бурлюк и Степанова. Тенденция была намечена и позже это стало уже отдельной формой искусства, имеющей определение.

Впервые термин был использован композитором Джоном Кейджем, исполнявшим одно из своих концептуальных произведений в 1952 году. Понятие перформанса размывает рамки между пространственными и временными видами искусства, позволяя художнику своими действиями создать произведение, существующее только «здесь и сейчас», что несомненно разрывает классические шаблоны живописи. В слиянии живописи и перформанса родилась «живопись действия», в которой основной фокус зрителя направлен не на само по себе статичное произведение, а на художника, создающего его часто на глазах зрителя. В таком случае живописное произведение становилось по сути застывшим перформансом художника. Свое дальнейшее развитие и распространение искусство перформанса получило уже в 1960-х и позднее, с творчеством таких интересных личностей как Ив Кляйн, Йозеф Бойс, Йоко Оно и Марина Абрамович.
Перформанс в искусстве
Здесь хотелось бы отметить самые интересные и значимые примеры, наиболее точно характеризующие явление перформанса и оказавшие наибольшее влияние на его развитие в дальнейшем. Личность Джона Кейджа вообще важна в истории перформанса как направления. Композитор провозглашал музыкой все окружающие звуки и говорил, что его любимое произведение — то, которое мы слышим, когда молчим. В партитурах Кейджа партии исполняли свистки чайников, шум воды, звук мотора и хлопанье дверей, а самая знаменитая его работа «4:33» (та самая, в описании которой он впервые и использовал термин) представляла собой четыре минуты и тридцать три секунды тишины: на концерте музыкант поднимался на сцену, садился перед инструментом, одергивал фалды фрака, заносил руки и… ничего не происходило. Произведением была даже не сама тишина, а звуки, которые слышались во время четырех с половиной минут молчания. Таким образом и сам зритель становился участником произведения.

Перформанс Марины Абрамович
Одной из самых интересных личностей в истории перформанса можно назвать югославскую и сербскую художницу Марину Абрамович. Основы ее работ достаточно специфичны — ее собственное тело, а выразительные средство в основном — боль. Одним из самых известных ее произведений стал «Ритм 0», во время которого зрители были заперты в галерее вместе с художницей в течение шести часов. Абрамович все это время стояла неподвижно, а тело ее находилось в распоряжении публики и семидесяти двух предметов, которыми зрители могли на нее воздействовать. Среди них были и очевидно опасные — например, ножницы или пистолет. В процессе перформанса одежда Абрамович оказалась разрезанной, а тело было исколото шипами роз. Кончилось дело тем, что один из зрителей взял пистолет и прицелился Марине в голову, на этом перформанс пришлось завершить. Такое опасное представление в очередной раз доказывает, что человек — самое опасное живое существо, и единственное что удерживает его от совершения зла — перспектива осуждения и наказания. Творчество Марины вообще очень неоднозначно, и многих оно шокирует — в числе ее перформансов было дыхание выдохами партнера, в результате которого оба упали в обморок от недостатка кислорода, а также много других физически опасных и травмирующих выступлений, и несколько, в которых Марине приходилось не двигаться по нескольку суток.

Перформанс Йозефа Бойса
Еще один пример доказывает, что перформансы вовсе необязательно должны быть шокирующими и опасными. Например, Йозеф Бойс заявлял, что искусство может напрямую влиять на политику и жизнь общества через так называемую «социальную скульптуру». Одной из них стала акция «Семь тысяч дубов» — вместо того, чтобы просто изображать деревья на холсте, как сделали бы классические художники, он задумал высадить семь тысяч дубовых саженцев от немецкого Касселя и до границы СССР. Автор не только сажал деревья сам, но и вдохновлял на это жителей городов. Режиссер Георг Жено вспоминал, что затея сближала людей между собой — например, двое соседей, до этого много лет находившиеся в ссоре, после общения с Бойсом дуб все-таки решили посадить. Возникновение таких новых контактов и объединение людей и стали смыслом акции.

Перформанс в современном искусстве
Безусловно, перформансы стали одной из самых спорных и интересных вещей в современном искусстве. Им всегда удается привлечь внимание публики и заставить людей над чем-то задуматься, не называя прямо основную мысль. Пожалуй, это и есть одна из основных задач искусства — привести зрителя к каким-то мыслям, заставить думать. Современное искусство развивается, различные его виды теряют четкие границы и сливаются между собой, а значит мы увидим еще много интересного и у нас будет много почвы для размышлений.