Венецианская биеннале, имеющая более чем 120-летнюю историю как одна из ведущих художественных выставок в мире, принимает самых талантливых творцов и их работы в области изобразительного искусства, архитектуры, кино, танца, музыки и театра. Ранее она была перенесена на один год из-за пандемии. В этом году все же состоялась, и будет длиться до 27 ноября 2022 года. Метаморфозы человеческого тела и земли проходят через темы современного искусства и, безусловно, нашли отражение в образах центральной выставки 59-й Венецианской биеннале «Молоко сновидений», куратором которой стала Сесилия Алемани. По задумке куратора центральной выставки название «Молоко сновидений» позаимствовано из книги Леоноры Каррингтон. В ней описан волшебный мир, где жизнь постоянно переосмысливается через призму воображения. Это мир, где каждый может измениться, преобразиться или стать чем-то или кем-то другим. Выставка «Молоко сновидений» использует образы вымышленных существ Леоноры Каррингтон вместе с другими символами преображения: все они являются спутниками посетителей в воображаемом путешествии по телесным метаморфозам и определениям человека.

Когда посетители перемещаются по выставке в Центральном павильоне и Кордери, они сталкиваются с пятью небольшими секциями-капсулами: миниатюрными «созвездиями» произведений, различных предметов и документов, сгруппированных вместе и освещающих определенные ключевые темы по истории искусства. Венецианская биеннале 2022 года явно имеет сильную концептуальную цель, и ее структура учитывает это, используя «созвездия». Они не только информативные, но и как бы подталкивают к «размышлению о том, как история искусства строится вокруг музейных и выставочных практик, устанавливающих иерархию вкуса и механизмы включения и исключения». Окружающая среда занимает центральное место в центральных выставочных павильонах Венецианской биеннале. «Земной рай» Делси Морелос (2022) — масштабная минималистичная инсталляция из грязи, смешанной с мукой из маниоки, какао-порошком и специями. Использование земли Делси Морелосом основано на космологии индейцев Анд и Амазонки: они рассматривают землю как поле возможностей, а не как ресурс, который человечество должно терраформировать.Одной из многих впечатляющих видеоинсталляций Чжэн Бо развивает тему отношений с природой в проекте «Весна священная» (2021) и воспроизводит образы более близкого общения с землей. В видео показаны северные танцоры-мужчины, скользящие вверх и вниз по деревьям в шведском лесу. Снятая вверх ногами, работа визуально меняет наше представление об иерархии между человеком и природой, лишая человека преимущества.

В рамках выставки технологий на Венецианской биеннале напоминают зрителям об уязвимости человеческого тела. Кинетическая скульптура Мире Ли «Бесконечный дом: дыры и капли» (2022) использует большое механическое устройство с жидкой глиной, напоминающей органы. Вся скульптура вращается с помощью низкотехнологичных двигателей. В течение биеннале глина высыхает и трескается, вызывая «кровотечение» и повреждения. Во время закрытого показа для прессы куратор Сесилия Алемани объяснила, что ее интерес к технологиям был вызван пандемией. «Похоже, миром движет технологический оптимизм или полная автоматизация, но этот перелом еще больше усугубился пандемией, когда мы осознали, что наши тела очень хрупкие и уязвимые», – сказала она. «Потому что, когда вам нужно было связаться с другим [человеком], единственный возможный контакт был через экран; технологии соединяли и разделяли нас».
Однако, всякий раз, когда тяжесть реальности тянет аудиторию вниз, «Молоко сновидений» возвышает нас обратно. Капсула «Колыбель ведьмы» прекрасно справляется с этой задачей благодаря использованию магического реализма. Здесь Алемани подчеркивает, что наше воображение по-прежнему ценно в том, как мы обсуждаем полученный опыт.
Национальные павильоны в этом году повторяют некоторые из тех же концепций и историй, рассказывая о возможностях нашего нынешнего мира и о нас самих после глобальной пандемии и в разгар климатических катастроф. Многие художники, выставляющиеся в национальных павильонах в этом году, независимо от того, реагировали они на пандемию или нет, стремились создать сенсуальные впечатления для зрителей и отдавали предпочтение чувствам, а не зрению. Некоторые художники пытались преобразить отношения зрителя с экраном, в то время как другие создали убедительные презентации керамики и текстиля, выдвигая скульптуру и инсталляции на первый план.

В этом году пять стран – Камерун, Намибия, Непал, Оман и Уганда – впервые принимают участие в Художественной биеннале, а три другие – Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан – впервые участвуют со своим собственным павильоном.Жюри Венецианской биеннале 2022 года присудило «Золотого льва» за лучшее национальное участие Великобритании. Инсталляция Сони Бойс «Чувствуя ее путь» для Британского павильона использует многоголосый вокал. Один из вопросов, поставленных художницей, состоит в том, есть ли у голоса идентичность? Сногсшибательный и богатый звуком павильон Сони Бойс стремится наметить влияние чернокожих женщин на британское музыкальное творчество. В работе инсталляции задействованы четыре вокалистки: Поппи Аджуда, Жаки Данкворт, София Джернберг, Танита Тикарам, а также композитор Эрроллин Валлен. Инсталляция Сони Бойс расширяет ее работу «Devotional Collection» (1999 – настоящее время) и содержит результаты более 20 лет исследований, посвященных темнокожим британским музыкантам. Инсталляция многоуровневая и использует похожие на эфемерные виниловые пластинки, компакт-диски, плакаты, изображения, корешки билетов и многое другое: все это размещено на восхитительных золотых обоях и постаментах, чтобы создать своеобразные алтари.
Еще одного «Золотого льва» жюри Венецианской биеннале вручило лучшей художнице центральной экспозиции «Молоко сновидений» – Симоне Ли, представляющей павильон США. Симона ли была удостоена награды за свою бронзовую скульптуру «Кирпичный дом» (2019). Павильон США прибыл с большой помпой, поскольку Симона Ли стала первой чернокожей женщиной, представлявшей Соединенные Штаты на Венецианской биеннале. Эта история сформировала тему павильона: художница исследует историческое отсутствие и стирание темнокожих женщин из созданной «белыми» истории скульптуры. Позднее в октябре в павильоне Соединенных Штатов состоится симпозиум под названием «Лазейка отступления». Симпозиум примет видных темнокожих женщин-ученых и художников, занимающихся тем, что куратор Рашида Бамбрей назвала «беглым стремлением чернокожих женщин к суверенитету».

В начале награждения куратор центральной выставки Венецианской биеннале Сесилия Алемани напомнила, через какие трудности пришлось пройти за последние годы. При этом концепция выставки «Молоко сновидений» противоречит теории конца света, господствующей в западном сознании. Выставка Сесилии Алемани и вся Венецианская биеннале выходят за рамки апатии, чтобы предоставить визуально богатый и многоуровневый план будущего для тех, кто все еще заботится о мире после того, как он закончился.
Все отрасли стремятся включить искусство в свой бизнес — банки сотрудничают с дизайнерами, магазины с художниками, бренды одежды с музыкальными исполнителями. А значит профессия арт-менеджера будет становиться все более востребованной со временем. Предлагаем вам записаться на курс Арт-менеджмент, где вы научитесь управлять проектами в сфере культуры, даже если у вас нет опыта и вы не разбираетесь в искусстве. Поймёте, как планировать бюджет, управлять командой, готовить презентации, продвигать и организовывать мероприятия. Сможете реализовывать арт-проекты и больше зарабатывать.