Сталкиваясь в галереях современного искусства со странными объектами, люди невольно задаются вопросом: «Является ли это искусством?» В эпоху классики всё было предельно ясно. Как правило, искусством являлось нечто, не несущее практической пользы, но при этом красивое и созданное с определённым мастерством. При этом, как правило, речь шла об определённых формах и жанрах (картина, скульптура). В эпоху авангарда стало сложнее. Даже в самых абстрактных работах присутствует недоступная дилетанту игра света и цвета, композиция, а в авангардных и фантастических работах – идеи, философия и фантазия. Конечно же, простому человеку всё это оценить сложно, но человек опытный оценит. И, наконец, во второй половине двадцатого века появилось искусство, которое претендовало на создание произведений, понятных для человека, но на деле для простых людей это тёмный лес.

Wikimedia Commons / Philadelphia Museum of Art
В авангарде картина могла соединяться со скульптурой, люди могли изображать достаточно низкие вещи, но сами вещи не становились объектами искусства до Дюшана. Именно он выставил в галерее экспонат – писсуар, прежде не имевший никакой эстетической и художественной ценности. Единственное, что сделал с ним художник – это подписал, но даже расшифровка этой подписи у разных авторов различна – от девушки Микки Мауса до неприличного ругательства. Тогда всё это было не очень к месту, но в таких стилях, как дадаизм и сюрреализм вещи, взятые из повседневности стали играть определённую роль. Важным принципом здесь является остранение (именно так, с одной буквой «н»). То есть предмет помещён в условия, в которых он кажется странным и необычным. Сальвадор Дали создал интереснейший объект – положил омара на телефон, а другая сюрреалистка по фамилии Оппенгейм, создала меховой чайный сервиз. Всё же, настоящее время расцвета реди — мейда (то есть искусства бытовых предметов) началось с эпохой постмодернизма. В это время Джаспер Джонс создаёт скульптуры в в виде предметов массового потребления, которые можно найти в любом магазине, а Раушенберг в одной из своих работ создаёт композицию из газет, чучела козы и шины.

В то же время в СССР художник Кабаков стал автором арт — объектов из кастрюль и прочей посуды с вопросами типа : «Чья это кастрюля?». Всё же в СССР подобное искусство более пессимистично и совершено безрадостно. В чём смысл реди – мейдов? Дело в том, что человек эпохи авангардизма чувствовал себя творцом новых миров, а человек эпохи постмодернизма чётко ощущал свою вторичность и отказывался от своего авторства, заимствуя идеи у прошлого или собирая обычные предметы. Постмодернизм стремился создать искусство для всех, а не для элит. Казалось бы, что может быть понятнее, чем «один и три стула». Стул и рядом, на стеночке его описание. Что собственно тут непонятного? Но возникает вопрос: если искусством может быть любая вешалка, воздух из лёгких, накачанный в шарик, то чем такое искусство вообще отличается от просто предметов? По теории самих художников, искусством действительно становится то, что названо таковым, неважно будь это предмет или даже человек. Производство таких реди – мейдов может быть различным. Кто – то создаёт копии промышленных объектов из «благородных материалов», кто — то может использовать физиологические вещи (воздух из лёгких), кто — то собирает мусор и старые вещи из дома.

© Joseph Bergen / CC BY-NC-ND 2.0
Как определить, качественное ли это искусство? Многие говорят: «Судите по отклику публики». Но отклик публики на подобное искусство почти всегда негативен. И если зритель думает, что, выражая свой протест, он застыдит художника, и тот откажется от творчества навсегда, то это не так. Ведь современное искусство, увы, уже запрограммировано на то, чтобы приносить людям негативные эмоции и издеваться над ними. Когда – то таким образом бедные художники — социалисты пытались высмеять «хозяев жизни», богатых буржуа, но сегодня жертвами подобного обращения становятся простые люди. Поэтому возмущение, вопреки здравому смыслу, воспринимается самими художниками как признак качества работы. И всё же, главное в таком искусстве – отсылки к прошлому и к великим художникам прошлого. Например, знаковый проект выставил знаменитый отечественный художник Юрий Альберт. Это были банки, в которых содержался воздух из крупнейших картинных галерей России и зарубежья. Таким образом передана атмосфера учреждений культуры.

© John Kannenberg / CC BY-NC-ND 2.0
Над реди – мейдами можно смеяться сколько угодно, можно их не принимать, но арт – рынок настолько не интересует мнение простых людей, что от этих практик никто не откажется. Конечно, лучше было бы, прежде чем отвергать всё, что кажется (и является) непонятным, хорошо было бы хоть немножко попытаться понять, что хотел сказать художник. Ведь, даже если художественное произведение представляет собой половую тряпку или кучу хлебных крошек, скорее всего, художник всё – же хотел что – то выразить, ведь работы, которые лишены смысла, никому и не нужны, и именно они как раз не представляют ценности для искусства в любую историческую эпоху. Предлагаем вам записаться на курс Арт-менеджмент, где вы научитесь управлять проектами в сфере культуры, даже если у вас нет опыта и вы не разбираетесь в искусстве. Поймёте, как планировать бюджет, управлять командой, готовить презентации, продвигать и организовывать мероприятия.
Мысль на тему “Реди-мейд в искусстве”
Понравилось! статья! Спасибо. Хотела обьяснить ученикам что такое реди мейд! Доступно и очень информативно!