Алёна Гришко

Художник Алёна Гришко родом из Восточной Украины, в настоящее время проживает в Москве. Она родилась в 1988 году в обычной среднестатистической семье. Отец работал следователем в полиции, и сыграл огромную роль в становлении личности Алёны, но эту тему она старается избегать, считая, что она придаёт ее работам слишком явный оттенок насилия и уводит от других, освещаемых художницей тем. Мать работала на железной дороге и большую часть времени воспитывала двоих детей одна, что конечно, отразилось на характере девочки, которая с ранних лет привыкла к борьбе и необходимости рассчитывать только на свои силы. Очень много времени в детстве Алёна проводила с бабушкой и дедушкой, которые привили ей настоящие нерушимые ценности, любовь к литературе и искусству. Ее дедушка был художником — самоучкой, часто брал внучку на пленэр, учил видеть и чувствовать мир внутренними рецепторами, а не глазами.

«Сада Абэ в день ареста»
«Сада Абэ в день ареста» масло, холст, 40х50

Он говорил: «Смотри на дерево и ощущай его жизнь. Слушай, как изнутри его грызёт червяк, и муравьи проживают в нем свой жизненный цикл. Всё — не то, чем кажется на первый взгляд, не доверяй своим глазам слишком сильно, они лгут». Этот урок Алёна усвоила на уровне подсознания, а став художником, взяла фамилию дедушки в качестве псевдонима. Всё же, её родители никогда не рассматривали ремесло художника, как полноценную профессию и после окончания школы отправили Алёну учиться на экономический факультет в железнодорожный колледж. По окончании его, девушка, имеющая гуманитарный склад ума, перебирала профессии одну за другой в поисках себя, пока в 2016 году не попала в кому, которая поменяла всю ее жизнь и мироощущение в целом.

«Молчание» масло на дереве 79х79
«Молчание» масло на дереве, 79х79

Возник интерес художницы к хрупкости и уязвимости человеческого тела, который проявляется в разрушенных растворителем участках полотен, похожих на ажурную трепещущую плоть, например как в работе «Уязвимость». Кома стала тем поворотным событием, после которого Алёна начала не просто рисовать, но и позиционировать себя как художник. Являясь фигуративным художником, Алёна все же подчёркивает, что это не классическое понимание портретной или фигуративной живописи, стремящейся запечатлеть образ человека. Она же, напротив, уверена в невозможности этого. Тело — это не то, что мы видим в зеркале или на фотоснимках, оно не имеет ничего общего с этой оболочкой. Поэтому, художник считает реалистичный портрет ложным представлением и выбирает для себя другой язык изображения, который даёт ей возможность показать ощущение жизни и пребывания в своём теле через боль, страдания и предельное напряжение.

«Кожа» картина
«Кожа» масло, дерево 50х70

Наиболее сильно это отражено в работах «Кожа», «Личинка», «На грани», «Постоянство памяти». Для художницы важна не столько нарративная сколько эмоциональная составляющая работ, поэтому в самом процессе творчества она ценит ту роль, которую играет случай, шанс, своего рода неслучайная случайность. Она уверена, что именно эти моменты по-настоящему оживляют картину, придавая ей ценность, способную пройти проверку временем. Алёна замыкает своих персонажей в рамках полотна, уверяя, что так они не смогут сбежать, выставленные на всеобщее обозрение. Но прожигая дыры в поверхности холста («Не касаясь материи», «Первые врата сновидений», «Личинка» и другие), она тем самым как бы создаёт некие порталы для побега в иную реальность, выходящую за рамки логического мышления. «Я не верю в то, что человеческий образ можно зафиксировать. Я — человек и я знаю, как тяжело пребывать в границах собственного тела, удерживая этот облик, не имеющий ничего общего с внутренними ощущениями».

«12/76»
«12/76» масло, смешанная техника на дереве, 40х50

Важной темой исследования художницы так же является ощущение автономности тела, его границ и их нарушения. Темы насилия и смерти в ее работах, это скорее не вопрос бытия, а вопрос того, что один человек может сделать с другим, выходя за границы человеческого. На этот лейтмотив оказали влияния военные действия на территории Украины, из-за которых Алёна и её семья были вынуждены покинуть страну в 2014 году. Например, работа «12/76», название которой обозначает калибр, отсылает к расстрелам в учебных заведениях, прошедших чередой по всей стране, а работа «Сада Абэ в день ареста» это портрет японской писательницы и гейши, которая задушив своего любовника, стала культовой личностью и символом борьбы с патриархальной системой ценностей. Будучи самоучкой, и разрабатывая самостоятельно все свои техники, Алёна называет творческий процесс «поединком с холстом». Смывая растворителем слои краски, размазывая её тряпками, пальцами и прожигая дыры в дереве, она буквально отвоёвывает у поверхности изображение.

«Личинка»
«Личинка» Масло, смешанная техника на дереве 50х70

Художница говорит, что никогда не знает, кто победит на этот раз: она или сопротивляющийся материал. На данный момент Алёна Гришко живет и работает в Москве, активно принимает участие в выставках, а её работы находятся в частных коллекциях.
Групповые выставки:
1. 2021 «Не касаясь тела» Фонд Юлии Якубович Москва.
2. 2021 Ярмарка графики «Шар и Крест» в посёлке Переделкине.
3. 2021 «12». One’s mind gallery. Санкт-Петербург.
4. 2021 ARTWKND Москва.
5. 2020 “Disrupting the stillness” The Visionary projects and Lohme gallery.
6. 2020 “Fake space” SKT gallery London.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *