Марк Брэдфорд

Марк Брэдфорд

В этой статье речь пойдет о необычном художнике. Марк Брэдфорд выделяется даже среди всего абстрактного искусства. Да так выделяется, что в 2017 году его работами был оформлен павильон США на Венецианской Биеннале. Его творения буквально не могли остаться незамеченными. Звучит интересно, не так ли? Сейчас мы расскажем о нём подробнее.

Художник Марк Брэдфорд

Марк Брэдфорд родился в Лос-Анджелесе в достаточно обычной афроамериканской семье. Его мать, Джанис Бэнкс, держала салон красоты. Детство будущий художник проводил в не самом благополучном районе, который был полон проблем и опасностей. Когда парню было одиннадцать, бизнес матери позволил семье перебраться в более престижный «белый» район города. В детстве и юности Марк Брэдфорд помогал маме с работой, а после окончания средней школы освоил ремесло парикмахера и получил лицензию, что позволило ему законно работать по этой специальности и зарабатывать. В 1991 году Марк поступил на бакалавриат в Калифорнийский Университет Искусств, где был заметно старше большинства однокурсников, что не помешало ему окончить обучение в 1995 и через два года получить престижную степень магистра.

художник Марк Брэдфорд

Творчество Марка Брэдфорда

Герой нашей статьи известен действительно масштабными монументальными полотнами в абстрактном стиле. Такими масштабными, что зачастую они занимают целую стену. И не комнаты, а огромного зала, что само по себе уже впечатляет.Кроме обычных красок художник смело использует в своих работах фрагменты газет и журналов, рекламных щитов и плакатов, а кроме того «объемные» материалы. Таким образом работы действительно в буквальном смысле «выделяются» — выступают за рамки плоскости. Марк вырос в неблагополучном районе Лос-Анджелеса, а потому ему довелось на себе испытать огромное количество проблем «разношерстного» города и без того крайне разнообразной по национальному и социальному составу страны. Всё это наложило огромный отпечаток на мышление и взгляды абстракциониста и в дальнейшем стало транслироваться сквозь его полотна.

творчество Марк Брэдфорд

Если взглянуть на многие из них, то сразу же возникают ассоциации с разнообразным и разобщенной и разбитой на множество групп толпой, другие же напоминают пёстрые кварталы огромного города при взгляде сверху. Цвета ещё более усиливают это ощущение, почти везде присутствуют яркие оттенки, но кроме того огромная роль отдана чёрному. Он создает дополнительный контраст и усиливает «тяжелое» впечатление от работ, создавая локальную глубину или скорее «локальную бездну». Во многих полотнах вообще не использован чистый белый цвет. Он намеренно заменен на сложные смешанные близкие к нему оттенки. Можно заметить некоторое сходство цветовой гаммы с работами знаменитого абстракциониста Джексона Поллока. С ним Марка сравнили и некоторые критики. Такое сравнение очень престижно для любого художника-абстракциониста.

картины Марка Брэдфорда

Выбор форм, приёмов и материалов для работ совсем не случайный. Картины Брэдфорда освещают проблемы американского общества и особенно Калифорнии — богатого штата с разнообразным составом населения, тем не менее полного своих сложностей. Творения Марка напоминают то склеенный из «кричащих» заголовков бумажный коллаж, то невероятной сложности лоскутное одеяло. Абстрактные полотна с одной стороны показывают разнообразие общества и уникальность каждого его элемента, а с другой стороны обличают «раскол» в нём, который неоднократно становился причиной протестов на фоне социального и расового неравенства. «Городские мотивы» работ Марка будто бы изрезаны разрывами и трещинами, а затем заново сшиты из отдельных лоскутов. Вероятно, сложно подобрать другое направление в искусству, которое столь же точно как и абстракционизм могло выразить мысли художника о вечных проблемах человеческого общества, давая зрителю поразмыслить над образами, пробудить своё абстрактное мышление и способность находить ассоциативные образы. Впрочем, творчество героя статьи сложно однозначно классифицировать как «абстрактный экспрессионизм». Оно сочетает себе традиции абстрактного искусства, поп-арта и ready-made.

Признание Марка Брэдфорда

Творчество Марка не осталось незамеченным искусством андерграунда, а нашло отклик в высоких кругах. И действительно, не заметить такое сложно. В 2017 году музей города Балтимор и музей Роуз в сотрудничестве с государственным департаментом США по делам образования и культуры выбрали Марка Брэдфорда официальным представителем страны на всемирно известном Вененцианском Биеннале. Его выставка «Tomorrow Is Another Day» получила очень широкую огласку в прессе, именно благодаря этому известные критики поставили творчество Марка в один ряд с такими деятелями современного искусства, как Джексон Поллок.

картины художника Марка Брэдфорда

Помимо этого, художник удостоен множества престижных наград, таких как Bucksbaum Award (2006 г.), the Louis Comfort Tiffany Foundation Award (2003г.), и Joan Mitchell Foundation Award (2002г.). Работы Марка выставлялись на значимых выставках в больших залах Музея Искусств Лос-Анджелеса (2006г.); Музее Американского Искусства Уитни в Нью-Йорке (2003г.); REDCAT в Лос-Анджелесе (2004г.) и Studio Museum в Гарлеме, Нью-Йорк (2001г). Он принимал участие в двадцать седьмом биеннале в Сан-Паулу (2006г.); биеннале Уитни (2006г.); и “inSite: Art Practices in the Public Domain,” в Сан-Диего (Калифорния) и Тихуане (Мексика) в 2005 году. Сейчас Брэдфорд живёт и работает в своём родном городе, Лос-Анджелесе, который продолжает вдохновлять его своей пестротой и разнообразием. Говорить на общественные темы при помощи искусства — это, пожалуй, лучший способ донести свои мысли до людей разных взглядов и статусов. Куда сложнее выразить мысли при помощи абстракции, не используя каких-либо конкретных объектов в композиции работы и дав сознанию зрителя найти нужные образы и ассоциации самостоятельно. Марк Брэдфорд — отличный пример человека, которому это удалось как нельзя лучше.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *